Виртуальное кооперативное государство

Потребительское общество имеет высокие риски в условиях дикого капитализма и не автоматизированного документооборота. Однако интернет- кооператив представляется нам очень интересной формой организации проекта виртуального государства. Этому и посвящен данный блог.

суббота, 16 августа 2008 г.

Тенденции развития различных сфер деятельности Человека

Цель этой серии публикаций: продолжить тему происходящего у нас на глазах изменения мира, показать источники и неизбежность этого изменения.

Начало было положено в статье "Интернет-кооператив клуб в клубе", опубликованной 2000 году в журнале «Бизнес Он-лайн».

Серия состоит из набора эссе о состояниях и тенденциях развития различных сфер деятельности Человека. В конце подводится предварительный итог.

Об элитах

Первобытные племена:

Размер от 100 до 1000 человек. Элита племени: вождь, шаман, семья вождя. Количество племен на планете сотни тысяч. Критерий попадания в элиту - физическая сила. В процентном отношении элита составляла примерно 2% от населения Земли. Если вы хотите более точную цифру я не против того, чтобы вы ее вычислили.

Технологии развиваются. На смену охотникам приходят земледельцы и скотоводы. Технологии менеджмента изменились. Люди стали привязаны к земле, менеджмент упростился и усложнился одновременно. Племена увеличились и превратились в удельные княжества.

Население княжества составляет примерно 100 000 человек, больше или меньше - не столь важно, сколь важен относительный процент элиты. Теперь он стал составлять примерно 0,02% (сокращение в 100 раз)

Две точки тренда построены.

Текущее состояние.

В мире по сведениям ООН 191 страна и около 20 международных институтов влияющих на принятие решений. Добавим сюда политические партии и несколько верхних уровней иерархии государственного управления, и культурного слоя. Несколько десятков тысяч человек на население 6 миллиардов. Получаем, 0,0002% людей относятся к управляющей элите, распоряжающейся ресурсами Земли. (снова сокращение в 100 раз)

Каждый эволюционный этап в развитии технологий уменьшает относительный процент элиты. Присутствует и естественный фон: растет население и объем информации в террабайтах накопленный человечеством. (рис 1)




до Рождества Христова - 2000 лет

до изобретения Гутенберга - 1000 лет

до конца 19 века - 100 лет

от 1920 года - 40 лет

от 1950 - 20 лет

от 1980 - 10 лет

от 2005 года - 1.5 -2 года

С 2010 года 75 дней

Рис. 1 Рост объема и темпы удвоения информации.

Как видно из рисунка, снижение объема накопленной человечеством информации произошло только один раз, когда сгорела Александрийская библиотека. Человечество пережило два информационных взрыва. Первый - в средине пятнадцатого века, когда Гутенберг изобрел печатный станок и второй - в конце двадцатого, когда Тим Бернс Ли изобрел Интернет (WEB 1.0). Как видно из рисунка «мощность» этих информационных взрывов отличается на порядки.

.

В связи с этим, элите всякий раз нужны все более развитые технологии образования и управления. В средине пятнадцатого века в Европе начали создавать Университеты. Создаются активы производящие Знания о обьекте управления – Планете Земля и людях на этой планете проживающих.

В элиту входит тот, у кого в голове адекватные модели управления и кто совершает правильные действия. (умеет пользоваться актуальными инструментами управления).

Я утверждаю, что главной задачей образования является подготовка «матрешки» элит, вложенных одна в другую. Каждая «матрешка» это мерность с которой может работать представитель элиты, находящийся в этой «матрешке». Вся система образования построен как «конвейер». Траектории движения людей по этому «конвейеру» - разные. Одни проходят уровень начальной школы и дальше движутся по спирали в пределах первой «матрешки», повышая свой профессиональный уровень (например повара). Другие, переходит из одного уровня к другому, останавливаясь на уровне лимита своей компетентности. Лимит компетентности определяется предельной мерностью личности (ПМЛ), которая определяется числом переменных, которые в состоянии одновременно анализировать человек.

Есть теория америкаца ………, согласно которой каждый стремится занять последнюю нишу своей компетентности. Если человек трезво оценивает свои возможности, он останавливается на предпоследней уровне своей компетентности, живет долго и счастливо, поскольку у него не возникают стрессы. Те же кто занимает не свою нишу, покидают ее с потерей здоровья и даже жизни.

Сейчас мы живем в мире восьмикратной вложенности, в то время как "охотники" жили в мире двукратного вложения элит. Это в принципе предел мерности Номо sapiens. Дальнейшее развитие пойдет или по перехода Человека на уровень новой мерности, или по пути использования принципов кооперативности (6).

2. О производительности труда

Смена общественного строя от охотников к земледельцам переходила относительно спокойно. Следующий этап развития создал ремесленников. Ремесленники выпускали в основном предметы труда и быта и не особенно мешали элите земледельческой эры. Но с появлением ремесленников выпускавших машины заменяющие самих ремесленников социальные изменения пошли гораздо быстрее и привели к ряду индустриальных (буржуазных) революций. Обратим внимание только на факт, что современный менеджер остается ремесленником в вопросе обработки информации.

Технологическая революция, выразившаяся в механизации труда, привела к значительному повышению производительности. Как следствие - к появлению огромной массы активов и ресурсов, с которыми старая система управления не могла справиться. За что и была замена новой системой управления. Пришла новая элита - меньшая по числу, более сильная по потенциалу управления.

Почему я так категорично заявляю, что менеджер сейчас все еще ремесленник? Ответ на этот вопрос Вы найдете у Гаррингтона Эмерсона. Книга "12 принципов высокой производительности" была написана в 1911 году! Менеджмент по своему современному характеру работы до сих пор соответствует только некоторым их этих принципов.

3. О незамеченной революции

Примерно 50 000 лет назад у человека сформировались голосовые связки и лидер смог отдавать понятные команды устно. Возможности управления увеличились по сравнению с пинками и завываниями. Однако вы и сами можете перечислить все ограничения устной передачи управляющих воздействий. Давайте сравним. Я считаю основными ограничениями: 1 - Фильтры восприятия; 2 - Память; 3 - Волю исполнителя. Эти три фактора всегда действовали одновременно и создавали информационную среду того мира. Которая, в свою очередь, определяла скорость прогресса.

Примерно 5 000 лет назад шумеры впервые зафиксировали деловой факт. Свершилась вторая информационная революция. Люди смогли полностью исключить фактор памяти и частично - фактор восприятия. Носители развивались - дерево, камень, папирус, бумага, но их суть оставалась прежней - пассивный носитель информации. Мы все знаем этот период: период бумажного документооборота. Его квинтэссенции: юриспруденция и "Системы менеджмента качества". Сегодня мы живем на закате этого периода – (периода 1.0).

Что этот бумажный документооборот сделал для элиты? Конечно, железные дороги, раздвинувшие границы государства. Конечно оружие для удержания в повиновении большего количества людей. Конечно наука и культура.

В конце эры бумажного документооборота начался переходный этап. Электронные средства массовой информации: радио, печатные СМИ, телевидение. Этот этап был короток и позволил современной элите наладить управление в старой парадигме пассивного носителя информации. Появились новые средства, но использовались они для старых целей.

В средине 20 века появился активный носитель информации. Компьютер не только позволяет создавать электронные документы, но и умеет поддерживать работу с ними. У него нет проблем с памятью, фильтрами восприятия и волей исполнителя. Именно он совершил революцию в менеджменте. Но Человечество всё еще не понимает, что именно у него появилось. Мы пока не научились думать в терминах электронных документов и заставляем их работать по принципам, заложенными древними шумерами. Эти принципы просты и привычны: В компьютере база данных - пассивные записи. Менеджер - активный элемент системы, смотрит, решает, делает.

Эта эпоха – эпоха управления 1.0. Ее основой были Кадры. Кадры решали все. Сейчас на границе тысячелетий происходит революция Эпоха управления 2.0 – следующий этап. Он заключается в вовлечение в процесс управления людей, которыми управляют. Сегодня этот подход в реализуется при помощи проведения социологических исследований. Только выяснив позицию людей, лица принимающие решение (ЛПР) дают путевку в жизнь тем или иным проектам.

Настоящий потенциал электронного документа заложен в его способности управлять менеджером и лишить его собственной воли. Звучит непривычно и даже неприятно, но именно это - инструмент управления в будущем, а значит инструмент новой элиты. Проект «Электронное правительство РФ» ставит целью осуществить переход к электронному документообороту в 2010 году. По замыслу руководителей проекта будет исключена возможность контакта населения с чиновниками и как следствие – коррупция. Сейчас трудно судить оправдаются ли ожидания заказчиков, но то что коррупция станет более интеллектуальной - весьма вероятно.

Для того, что бы электронный документ выполнял функции "пастуха"-инфоробота нужен управленец, который, используя средства настройки, задаст все требуемые регламенты бизнес процесса. Таким образом, передача воли топ-менеджера будет осуществляться напрямую исполнителю. Для контроля за исполнением нужен канал обратной связи. При такой схеме никакие промежуточные уровни менеджмента не нужны.

Создать такую систему можно, используя сервис Google APPS.

Самосборка группы физических и юридических лиц, объединенная единой системой духовных и материальных ценностей образует Частно-государственное партнерство нового типа: муниципальную финансово производственную организацию (МФПО).

МФПО это юридическое лицо с инкорпоративной формой собственности (3).

От логистики управления ресурсами (ЛУР), используя МФПО мы переходим к логистике управления контактами (ЛУК) в рамках социальной сети.

Социальная сеть интегрирует интеллектуальный капитал через SKW-API, создает единую информационную сеть глобального маркетинга. Социальная сеть МФПО становится образовательной и предпринимательской одновременно. Необходимо учится «в процессе» прямо на рабочем месте. Пример такого обучения показали студенты 2 курса, обучающиеся по специальности «Туризм» в МГУ. За 2 недели практики ими была произведена привязка 350 достопримечательностей, участвующих в конкурсе газеты «Известия» Семь Чудес России. За 2 недели студенты освоили методику коллективной работы в среде Google APPS с сервисами Google – Google Maps & Google Earth. Кроме этого ими были разработаны семь туристских маршрутов с использованием ГИС MapInfo и эти маршруты были привязаны к

Google Maps. Мы показали, что система ПИТ-обучения(7) на базе ИКТ Google, стирает границы между учебой, работой и жизнью.

4. Об Экомире

Многие задают вопрос: "В каком мире мы сейчас живем?" и отвечают на него по-разному: "Постиндустриальном, информационном, нетократическом". Ответ кажется сложным, лучшие умы ищут формулу этого мира.

Я могу предсказать вам Формулу Экологического Мира. В этом мире будет новая элита, ее численность от населения земли составит 0,00000001%. В этом мире будут новые инструменты управления. Уже сейчас эти новые инструменты захватывают пространства, принадлежащие им по праву. Просто вы пока этого не видите.

О них мы поговорим в следующих публикациях. Само название "Экомир" очень глубоко передает его контуры. Поразмышляйте пока самостоятельно.

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница